Работа с сеткой.
Правила композиции не были установлены раз и навсегда. Они направляют фотографа, как это делает разлинованный лист для написания ровных предложений. Фотография – это графическая среда. Как и в рисовании, снимок обычно создается на двухмерной поверхности с границами по четырем сторонам. Эта рабочая поверхность – чистый лист. Как только точка появится на плоской поверхности, образуется композиция, представляющая отношение точки и ее положения к рамке кадра. Как только появятся новые точки, они будут рассматриваться относительно друг друга и относительно четырех сторон. Размещение элементов и их взаимодействие в пределах ограниченного пространства может передавать особое значение для наблюдателя, это как структура и интонации языка.
В данной статье будет рассмотрен один аспект композиции, а именно графическая композиция.
Одним из старейших правил графической композиции является правило трех частей. Это когда прямоугольное пространство делится равно двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, что происходит из популярного формата 35мм пленки 24×36мм, или 2:3.
35мм кадр представлен соотношением 2:3. Рисунок выше демонстрирует кадр, поделенный на сетку, состоящую из трех горизонтальных и вертикальных частей.
Расположение коробки с яйцами на данном снимке соответствует графической сетке правила трех частей композиции. Края коробки выровнены по двум горизонтальным линиям, в то время как белое яйцо расположено на осевой точке пересечения двух линий.
Координатная сетка накладывается на фото ниже
Правило сетки трех в общих чертах основано на одной из старейших гармоничных структур сетки, называемой Золотым сечением. Золотое сечение рассматривает линию, разделенную таким образом, чтобы соотношение двух частей было 8:5. Стороны Золотого прямоугольника имеют то же соотношение, и когда прямоугольник равно делится сеткой, которая соответствует данному соотношению, формируется набор равноотстоящих прямоугольников. Выравнивание нашей композиции в пределах структуры данной сетки таким образом, чтобы линии совпадали с линиями сетки, а объекты располагались в точках пересечения, по-настоящему приятно для глаз.
Конечно, сделать «по-настоящему приятное» фото не всегда входит в намерения фотографа, в этом случае объекты и линии композиции могут быть намеренно перемещены за границы сетки, чтобы вызвать у наблюдателя чувство дисгармонии. В любом случае, работая по сетке или против нее, человек получит сообщение, заложенное в снимке, опираясь на интуитивную сетку.
Правило сетки трех предлагает использование ассиметричной композиции, однако композиция также может быть симметричной. Для этого нужно работать с более симметричными сетками.
Одно из наиболее простых применений сетки – это расположение линии горизонта. Низкое положение делает ударение на верхнюю часть изображения, и наоборот. Размещение линии горизонта прямо посередине не подчеркивает какую-то особую часть
Очень важно помнить о том, что главное в композиции это понимание и использование всей площади кадра для построения повествования. Большинство новичков располагают свой объект в центр кадра, не принимая во внимание окружающее пространство, завершающее картину. Готовый кадр должен рассказывать историю. Требуется навык, чтобы устанавливать отношения не только между объектами в пределах кадра, но и, что особенно важно, отношение объектов ко всему кадру в целом. Элемент, введенный в кадр и не помогающий главному объекту или идее, наоборот, причиняет им вред. Важно то, что включается. Куда оно включается, и каково его отношение ко всему остальному в кадре, много значит для хорошей композиции.
Хотя здесь и были представлены две наиболее популярные сетки в графической композиции, они не являются единственными. Для большинства целей достаточно простого деления площади пропорционально и создания увеличенной сетки в соответствии с пропорциями. Большинство сеток, указанных ниже, следуют этому принципу.
Я всегда работаю с сеткой на экране моей камеры. Сейчас это даже проще, поскольку большинство современных камер имеют встроенные линии сетки, которые могут подсвечиваться и накладываться на рамку видоискателя.